Способность мыслить творчески, нестандартно, видеть проблемы окружающего мира актуально для человека особенно в нашем в современном мире, где много всякой информации поступает с экранов телевизора, со страниц газет, с Интернета. Считается, что занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Будущие академики и ученые находятся сейчас за школьной партой. Школа развивает в учениках потребность получать и добывать самостоятельно знания, занимать в жизни активную жизненную позицию. От ученого всегда требовалось наличие интеллекта, творческого потенциала знаний, трудолюбия, а от современного – еще и умения владеть междисциплинарным подходом в решении проблем, интегративного уровня знаний и умений, способность к активному диалогу и сотрудничеству.
Формирование таких качеств, как высокая познавательная, творческая, исследовательская активность, коммуникабельность, должно происходить уже в школе.
В школе идет развитие индивидуальных, творческих и исследовательских способностей учащихся
Элементы исследовательской работы можно осуществлять на уроке через решение задач, поиск решения задач, доказательство тождеств и теорем, защиту проектов и рефератов.
В современной методике, по степени самостоятельности ребенка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»:
1. Учитель ставит сам проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти учащемуся.
2. Учитель ставит проблему, но метод её решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.
3. Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно.
Выполнение заданий повышенной сложности на уроках математики требует от школьника новых знаний, изучения дополнительной литературы, проведения теоретического или практического исследования.
Часто на уроке математики учащиеся задают вопросы к учителю, и данному ученику предлагается рассмотреть самостоятельно этот вопрос, гарантируя поддержку в любой момент. Каков будет итог работы: реферативный или исследовательский зависит от уровня требований учителя.