МБОУ"Усть-КяхтинскаяСОШ" Воскресенье, 28.04.2024, 12:51

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Копилка
Мои статьи [13]

Категории раздела
Мои статьи [13]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Лодомпилова В.Г. "Приобщение учащихся к исследовательской работе..."

  

Задача нашей школы: создать необходимые условия, чтобы ребенок через разнообразные виды школьной деятельности, через многообразие социальных общностей (коллектива) смог освоить все богатство человеческих отношений. И осознать себя свободным в формах культурного поведения, чтобы добился признания и уважения окружающих, обрел свое признание и смысл жизни, чтобы в будущем смог в полной мере реализовать себя в творческом труде общественной и личной жизни.

   Способность мыслить творчески, нестандартно, видеть проблемы окружающего мира  актуально для человека особенно в нашем в современном мире, где много всякой информации поступает с экранов телевизора, со страниц газет, с Интернета. Считается, что занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

     Будущие академики и ученые находятся сейчас за школьной партой.  Школа развивает в учениках потребность получать и добывать самостоятельно знания, занимать в жизни активную жизненную позицию. От ученого всегда требовалось наличие интеллекта, творческого потенциала знаний, трудолюбия, а от современного – еще и умения владеть междисциплинарным подходом в решении проблем, интегративного уровня знаний и умений, способность к активному диалогу и сотрудничеству.

       Формирование таких качеств, как высокая познавательная, творческая, исследовательская  активность, коммуникабельность, должно происходить уже в школе.

В школе идет развитие индивидуальных, творческих и исследовательских способностей учащихся

     В Усть-Кяхтинской школе действует НОУ (научное общество учащихся) под руководством Степановой Дулмы Базаровны, где учащиеся приобретают навыки исследовательской работы.

        Элементы исследовательской работы можно осуществлять на  уроке через решение задач, поиск решения задач, доказательство тождеств и теорем, защиту проектов и рефератов.

       Каждый год школа выпускает детей, имеющих некоторый опыт участия в научно-исследовательских  конференциях разного уровня  от районных до Всероссийских.

    Если рассмотреть  2006-2007 учебный год учащиеся школы принимали участие в НПК « Шаг в будущее» в Улан-Удэ, в конкурсе младших школьников «Я - исследователь»,  во Всесоюзном конкурсе «Первые шаги» (г. Москва).  В  2007 Дансарунова Аня (11 «а») участвовала в конференции «Сибирская весна» в г. Новосибирске,  Гыгмытова Оюна  (11 «а») в Республиканской конференции «Сибирская весна» при МАН ЦДОД г. Улан-Удэ,  Стрекаловская  Света,  Клеткин Витя,  Микитюкова Лена, Дансарунова Аня (11 кл.) и Максимова Лена (10 кл.) приняли  в Республиканском конкурсе «Шаг в будущее». Несколько работ участвуют в этом году во Всесоюзном конкурсе «Первые шаги».

  В современной методике, по степени самостоятельности ребенка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»:[1]

1. Учитель ставит сам проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти учащемуся.

2. Учитель ставит проблему, но метод её решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

3. Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно.

     При подготовке к ЕГЭ в вариантах ЕГЭ-2003 г. есть задачи, содержащие обратные тригонометрические функции, поэтому возникла необходимость рассмотреть этот вопрос.

Перед группой учащихся была поставлена проблема: разобрать вариации, сочетания тригонометрических и обратнотригонометрических функций. Лель Надя 10 класс оформила работу в виде таблицы и с докладом «Задачи, содержащие обратные тригонометрические функции» выступила на районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и её работа была рекомендована на республиканскую НПК.

      Аносова Наташа продолжила эту работу и с темой «Графики обратнотригонметрических функций» приняла участие в Республиканском  НПК « Шаг в будущее».                

 

Тождества

ОДЗ

Примечание

1

sin(arcsin x) =x

cos(arccos x) = x

arc( arc tg x) = x

arc ( arcctg x) = x 

……..               

x є [ -1; 1]

x є [ -1; 1]

x є R

x є R

 

     В своих исследовательских работах учащиеся применяют  индуктивный и дедуктивный методы. Им приходится анализировать и устанавливать причинно-следственные связи,

сравнивать, обобщать, конкретизировать и выдвигать гипотезы. В исследовательских работах  происходит перенос знаний в новую ситуацию, что проблематично для некоторых учащихся, поэтому часто они  не доводят до конца свою работу.

         При решении проблемных задач на уроках математики применяется прием сопоставления. Сопоставление изучаемого понятия, предмета с уже известным предметом, что дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемой задачи. Решение уравнений, задач различными способами ( например: алгебраическим и геометрическим выражения arctg 1 +arctg2+arctg 3), доказательство  утверждений, теорем требует анализа условия и его причинно-следственных связей.

   Выполнение  заданий повышенной сложности на уроках математики требует от школьника новых знаний, изучения дополнительной литературы, проведения теоретического или практического исследования.

 Учебное исследование  включает в себя ряд этапов:

  • выделение и постановка проблемы;
  • выдвижение гипотез;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовка проекта (сообщение, доклад, таблица и др.)
  • защита проекта.

      Часто на уроке математики учащиеся задают вопросы к учителю,  и данному ученику предлагается рассмотреть самостоятельно этот вопрос, гарантируя поддержку в любой момент. Каков будет итог работы: реферативный или исследовательский зависит от уровня требований учителя.

     Цыренжапова Дарима 11 «а» класс является лауреатом Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «Первые шаги» за работу « Мои статистические исследования села Усть-Кяхта» награждена дипломом I степени. Её работа была итогом и анализом  работы двух классов по разделу «Математическая статистика», где каждый ученик выполнял три зачетные работы по теме «Исследование моей улицы».

    Цыренов Баир 11 «б» класс также является лауреатом этого конкурса за работу «Геометрия в бурятских узорах» имеет диплом  I степени.

       С каждым годом растет число различных конкурсов и научно-практических конференций различного уровня, что мы не успеваем принять участие в них. Среди учащихся школы более котируются конференции республиканского уровня, как в БГУ «Шаг в будущее».

       Я думаю, что если бы БГСХА проводило бы НПК типа «Юные исследователи сельскохозяйственных наук», то в ней приняли бы участие учащиеся, имеющие некоторый навык исследовательских работ, заинтересованных в дальнейшем обучении в БГСХА.  Так как у нас «Школа-ВУЗ» преподаватели БГСХА могли бы быть научными руководителями наших учащихся с тем, что эту тему они студентами могли бы продолжить и исследовать в ВУзе с более научной позиции



[1]Шабалина Светлана Сергеевна «Проведение творческих работ под руководством учителя»  стр 116 «Исследовательская .работа школьников» №3-2005

 

Категория: Мои статьи | Добавил: uksosh (04.04.2009)
Просмотров: 1607 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 4
3 СЕРЁГА  
Научно-исследовательскую работу писать тяжело, школьную программу бы осилить.

4 uksosh  
Приучать логически мыслить, умению выделять главное, анализировать можно исследуя какую-нибудь небольшую проблему.

2 Серж  
Прочитал. Не плохо.

1 Егорка  
Vjkjltw

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024